Совместная экологическая культура родителей и детей
Полезные экологичные привычки родителей и взрослых помогут дошкольникам быстрее впитать правильное поведение и следовать ему в дальнейшем. Это могут быть: разумная экономия воды и света дома, осознанный выбор товаров в магазине, хождение за продуктами со своей многоразовой сумкой, отказ от одноразовой посуды и сдача отходов на вторичную переработку.
Проведение экологических мероприятий вместе с родителями и окружающим сообществом: соседями, друзьями, горожанами, — способствует пониманию у детей, что охрана окружающей среды — это задача, которую можно решить только путём совместных усилий. Эти мероприятия могут включать в себя уборку мусора на берегу родной речки или озера, сбор вторсырья, высадку деревьев во дворе и другие действия, которые помогают сохранять чистоту и порядок окружающей среды.
Совместная экологическая культура родителей и детей формируется через различные мероприятия и практики:
- Проведение совместных экологических акций и мероприятий: сбор макулатуры, батареек, пластиковых крышек и другого вторсырья, которое затем передают на переработку, участие в посадке деревьев и цветов, уборке листьев и снега, уходе за растениями.
- Участие в общественных акциях и проектах по защите окружающей среды: в акциях «Чистый город», «Зелёная планета», «Сад дружбы».
- Использование различных форм обучения и воспитания: экологические беседы, игры, конкурсы, викторины, презентации, выставки, экскурсии.
- Создание условий для самостоятельной экологической деятельности детей и родителей: различные задания по экологии дома или на природе: наблюдения за природными явлениями или объектами, эксперименты или опыты с природными материалами, изготовление поделок или игрушек из природного или вторичного материала, составление рассказов или стихов о природе. 1
- Проведение семейных экологических проектов: дети и их родители выбирают тему, связанную с экологией, исследуют её, выполняют различные задания и представляют результаты своей работы на выставке или конференции.
- Организация семейных экологических походов: позволяет детям и родителям не только получать новые знания о природе, но и непосредственно контактировать с ней, наблюдать за животными и растениями, участвовать в различных играх и конкурсах на экологическую тематику.
- Проведение экологических праздников: дети и взрослые участвуют в различных играх, конкурсах, квестах, посвящённых природе и её защите.
Важным аспектом экологического воспитания в семье является пример родителей. Если взрослые проявляют бережное отношение к природе, то и ребёнок, скорее всего, будет следовать их примеру.
«Эко-культура»— информация о конкурсах, выставках, концертах и других событиях, связанных с экологией.
«Эко-советы»— полезные советы по снижению экологического следа, экономии ресурсов, раздельному сбору отходов и другим аспектам экологии.
- Экопросвещение. Эко-занятия, участие в фестивалях, организация работы эко-кружков и эко-клубов. Задача — познакомить дошкольников с природными процессами и масштабом экологических проблем, рассказать о способах их решения.
- Ответственное обращение с отходами. Пропаганда раздельного накопления отходов, акции, например, сбор вторсырья (бумаги, картона, батареек, крышечек).
- Практики озеленения. Ежегодное благоустройство территории ДОУ, например, посадка деревьев и уход за растениями.
- Эковолонтёрство. Участие в экологических проектах и мероприятиях, например, посадка деревьев и уход за ними, создание листовок и плакатов по защите природы, «Экосубботник» (очистка территории от старой листвы и мусора).
- Создание экологической тропы. Специально оборудованная в образовательных и воспитательных целях природная территория, маршрут, проходящий через различные природные объекты, на котором дети получают информацию о них.
«Эко-инициативы» —отчёты о проектах, информация о волонтёрских программах и экологических акциях.
❄ В предпоследний день зимы - 27 февраля отмечается Международный день белого медведя.
Мы провели этот день с нашими детьми весело и познавательно. Мы читали книги о белых медведях, смотрели картинки и фотографии этих удивительных животных. Дети узнали много нового о жизни белых медведей в дикой природе. Также мы рисовали белых медведей и делали поделки. Это было очень увлекательно и позволило детям проявить свою фантазию и творческие способности. Мы надеемся, что этот день запомнится детям надолго и поможет им лучше понять и полюбить природу.
В рамках Всемирного дня китов и дельфинов 19 февраля 2025 года в нашем детском саду прошел тематический день, посвященный морским обитателям. В этот день экологи и неравнодушные люди всей Земли стараются напомнить, что человечество может потерять уникальные виды животных, без которых мир станет намного беднее.
Наши ребята тоже не остались равнодушными к этой проблеме. Они активно участвовали в беседах «Всемирный день китов и дельфинов», с удовольствием слушали рассказы о морских животных: Е. Чарушина «Кит», С. Сахарова «Как лечат дельфинов», рассматривали иллюстрации. В творческой мастерской ребята рисовали, создавали аппликации и поделки китов и дельфинов. Дети узнали много нового и интересного о жизни этих удивительных животных. Проводя такие мероприятия, мы формируем природоохранное сознание и основы экологической культуры дошкольников.
«Эко-гид» — путеводитель по экологической тропе, местам для экотуризма и активного отдыха на природе.
Экологическое воспитание в детском саду — одна из важных задач дошкольного образования, включённая во ФГОС ДО и ФОП ДО, ведь уже с детства важно формировать бережное отношение к экологии и окружающему миру, прививать навыки экологической грамотности и ответственного поведения, которые ребёнок возьмёт во взрослую жизнь.
1. Цели экологического воспитания в ДОУ
Становление экологической культуры у дошкольников, развитие любви и бережного отношения к природе начинается в детском саду.
Экологическое воспитание в ДОУ даёт детям:
- Гуманное эмоционально-положительное отношение к природе, воспиятие её красоты, нахождение в ней источника творческого самовыражения;
- Расширение и систематизация элементарных научных знаний о природе, географии, экологии, понимание целостности природы и взаимосвязей всего живого;
- Начальное представление о глобальных экологических проблемах современности и путей их решения: вырубка лесов, вымирание животных и растений, загрязнение мирового океана, глобальное потепление, перенаселение, нехватка пресной воды, ухудшение экологической ситуации в городах, мусорный коллапс и прочее;
- Понимание характера взаимоотношений человека с окружающей средой и его влияния на экологическую обстановку;
- Формирование бережного отношения к окружающей среде и природным ресурсам, понимание своей ответственности за сохранение природы;
- Формирование практических навыков по уходу за растениями и животными, норм правильного поведения на природе;
- Формирование представлений о здоровом образе жизни, правильных экологических привычек
2. Методы работы по экологическому воспитанию дошкольников
Наблюдение
Самый простой и доступный способ знакомить малышей с окружающей средой, растительным и животным миром своего региона – это наблюдение за живой природой. Экологические наблюдения можно проводить в «живом уголке» детского сада, а также на прогулках.
Экскурсии в природные парки и ботанические сады помогают детям больше узнать о растениях и экосистемах, как важно сохранять биологическое разнообразие и чистоту природной среды. Беседы с педагогом помогут детям понять, какие виды животных и растений находятся под угрозой вымирания, и какие меры могут быть предприняты для их защиты.
В детском саду экологические занятия с дошкольниками могут быть следующими:
➤ экскурсии в парки и сады в разное время года;
➤ изучение времён года и различных атмосферных явлений;
➤ заполнение календаря погоды;
➤ уход за комнатными растениями в живом уголке;
➤ посадка и наблюдение за быстрорастущими растениями;
➤ установка кормушек и подкормка птиц зимой;
➤ наблюдение за поведением животных и насекомых.
Игровые занятия
Игровая деятельность является ведущей у детей дошкольного возраста. Через игру дети исследуют окружающий мир и перенимают взрослые шаблоны поведения, поэтому важно дать им правильные знания об окружающем мире и научить заботливому отношению к природе и животным.
Занятия на тему экологии должны соответствовать возрастным особенностям детей и требованиям ФГОС. Игры могут быть дидактическими, направленными на развитие познавательных способностей, а могут быть спортивными, подвижными, направленными на развитие физических навыков, ловкости и командного духа.
Дидактические игры с карточками:
«Где растёт?». Педагог показывает детям карточки растений, деревьев, ягод, грибов, а малыши отвечают, что это и где растёт. Учатся отличать культурные и дикорастущие растения.
«Съедобное-несъедобное». Дети учатся классификации съедобных растений и грибов, отсортировывая их от изображений других растений, животных, неживых предметов.
«Вершки-корешки». Карточки культурных и диких съедобных растений, разделённые на две части, дошколята должны правильно составить и ответить на вопрос: какая часть растения используется в пищу человеком.
«Чьё семечко?». Дети учатся сопоставлять внешний вид цветка/дерева и его плода. Расширяются детский кругозор и наблюдательность.
«Мать и детёныш». По аналогии с растениями, малыши учатся классифицировать виды животных и их детёнышей. Параллельно они могут узнавать, где эти животные обитают, какие животные есть в России, и не угрожает ли им опасность исчезновения.
Практические занятия
Различные практические виды деятельности, такие как садоводство и опыты с живой природой, помогают детям закрепить знания, полученные на методических занятиях.
Если в детском саду есть возможность, то огромный плюс – дать детям работать с почвой, сажать растения и ухаживать за ними. Одновременно они узнают, как растения помогают поддерживать экологический баланс.
К практическим занятиям по экологическому воспитанию относятся:
➤ уход за комнатными растениями в живом уголке;
➤ высаживание семян, луковиц, деревьев на территории детского сада;
➤ сбор и составление гербариев;
➤ изготовление поделок и аппликаций из природных материалов;
➤ опыты с водой, землёй, растениями, например, проращивание травянчиков.
Также в детском саду могут проводиться тематические праздники: День Земли, День воды, Праздник урожая, День заповедников и национальных парков России, Международный день лесов, Международный день птиц и тд. На них дети готовят рисунки, поделки, представления и одновременно впитывают знания о важности экологии и её составляющих.